Купила книгу для прочтения. Елинек "Дети мертвых". И нашла рецензию на книгу.:




Эльфрида Елинек "Дети мертвых" / Elfride Jelinek "Die Kinder Der Toten" Найти понятное в непонятном Роман "Дети мертвых", увидевший свет на родине писательницы в 1995 году, в России вышел в марте 2006 года. Два с половиной месяца мне понадобилось, чтобы его прочитать. И теперь я готова поделиться с вами мнением. Оно созрело внезапно. Сначала я вообще не собиралась писать рецензию. Сейчас объясню почему. Дело в том, что сюжет романа можно описать в шести, максимум семи предложениях. Например, так: На одной из извилистых дорог в нижних Альпах происходит автокатастрофа: сталкиваются автобус с голландскими туристами и минивэн с отдыхающими местного пансионата "Альпийская роза". Погибают три человека из минивэна: две женщины (медсестра Карин Френцель, студентка-модель Гудрун Бихлер) и молодой человек (спортсмен Эдгар Гштранц). Дальнейшее повествование на протяжении шестисот страниц будет представлять собой описание того, как эти трое умерших по нескольку раз реинкарнируют, то в одной ситуации, то в другой, и в итоге их оказывается по нескольку единиц каждого. Помимо этого на втором плане восстают из земли мертвые времен второй мировой войны. Но совершить что-либо ужасное (а всё время, все шестьсот страниц кажется, что совершат) они не успевают. Их вместе с пансионатом, в котором они собрались, сметает и заваливает сель. Всё. Впрочем, можно отметить, что троица Карин, Гудрун, Эдгар успевает проучить какого-то местного лесника, у которого было два погибших сына. Они тоже, кстати, восстали из мертвых и помогли судить своего отца. (В основном сыновья занимались тем, что дрочили друг перед другом, перед постояльцами пансионата и в конце перед носом папаши; он так засмотрелся, что стал первой жертвой селя. Неплохой акт устрашения – дрочить. Хм.) Вот примерно такой сюжет. Он кстати весьма запутан, так, что и пересказать толково не получается. Сама Елинек где-то ближе концу книги делает замечание (над которым я очень долго смеялась и даже подчеркнула): "... я должна радоваться, если вы меня поняли с первого раза, ведь я не особенно много усилий прилагала к описанию и не намерена их повторять". В общем, писать рецензию на такого толка книгу меня как-то не тянуло. Я даже разочаровалась, думала, вот скажу что-нибудь умное после прочтения, но сюжет такой возможности не предоставил. Идеи и мысли, разбросанные в романе то там, то тут, мне кажется, могут быть понятны только австрийцам. Елинек критикует каких-то личностей, указывая, как я поняла, реальные имена людей, или, по крайней мере, однозначно указывая на конкретного человека посредством его звания и чина. Но нет никаких пояснений (сносок), кто эти люди, и тем более за какие заслуги их внесли в роман. Поэтому писать об идеях романа тоже не могу. Стиль. Стиль, в котором написана книга, конечно, очень своеобразный. На него можно "запасть", а можно абсолютно его не принять. Даже мне - поклоннице книг "Пианистка" и "Любовницы", которые кто-то ругает за "рубленность" текста, поклоннице романа "Алчность", язык которого критикуют за "громоздкость" - мне читать "Дети мертвых" было достаточно трудно. (Кстати, пересказ сюжета я ведь тоже написала, наверное, громоздко, невольно копируя манеру Елинек.) Тем не менее, не совру, если скажу, что в книге есть потрясающей красоты эпизоды. Пересказать их нельзя, нужно только читать. Но брать за основу рецензии красоту описаний тоже не хотелось. В общем, я уже похоронила, было, идею написать отзыв на эту книгу, как одним прекрасным весенним утром меня осенило. У меня за окном строят новую шоссейную автомагистраль, прямо через дворы жилых домов. Жители, естественно, против. Причем конституция РФ на стороне жителей, то есть по всем законам, в том числе градостроительным, эта автомагистраль не может быть проведена через дворики многоэтажек на таком расстоянии, что, выходя из подъезда, ты будешь оказываться под колесами автомобиля. Жители протестуют из последних сил. Но дорога строится ударными темпами. И когда мне весенним утром позвонили и сказали, Марина, выходи, снова приехали тракторы, нужно перекрывать им путь в знак протеста, я посмотрела в окно, увидела три человека и подумала, боже, как хотелось бы взять откуда-нибудь людей, сотни три-четыре, чтобы остановить это противозаконие. Ведь три человека не остановят ничего. А была бы такая масса, мы бы уж привлекли внимание к нашей проблеме. И тут внезапно я поняла, что подвигло Елинек поднимать из земли массу мертвых. Они были нужны ей как средство устрашения противников в её собственной стране. От бессилия человек может начать мечтать о том, чтобы взять откуда-нибудь людей, которые бы выполнили за него то, что он не в состоянии сделать один. Одиночество, асоциальность, немощь, но небезразличие к тому, что происходит вокруг, желание что-то ещё изменить, устранить беззаконие и несправедливость - вот что заставляет человека создавать такие вымыслы, как "Дети мертвых". Мне конечно не нужны тысячи погибших в войне. Для того, чтобы защитить свой дворик, понадобились бы обычные сильные люди, смелые и бескорыстные. Но дворик не государство. У Елинек же масштаб как раз целой страны. И поэтому сюда неминуемо вплелась История, люди, погибшие на войне, и не видящие процессы, происходящие в современной Австрии. Процессы, которыми, по мнению Елинек, они (поколение родителей Елинек) были бы недовольны. И вот, когда я поняла, откуда, из каких глубин подсознания, из какого рода чувств взялся замысел романа "Дети мертвых", я решила написать рецензию. То, что становится понятным, становится близким. Елинек не стала разрушать собственную страну руками восставших мертвых, она своевременно убила их сама, можно сказать, попугала ими и спрятала их обратно туда, откуда они пришли, под землю. Сель навсегда похоронил все реинкарнации Карин, Гудрун и Эдгара, детей лесника, самого лесника, кучку отдыхающих пансионата "Альпийская роза" и мертвых второй мировой. При раскопках были найдены сотни лишних трупов, власти были напуганы и на этом книга заканчивается. Но вот история с моим двориком ещё не закончена. Хотя его, скорее всего, больше не будет.

Надеюсь после прочтения, голову мне не снесет ни в какую сторону....